Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:
  • 630501, НСО, р.п. Краснообск, ул. Восточная, 29
  • +7 (383) 209-10-94
  • rgnso@yandex.ru

ВРЕМЯ НОВЫХ ДОСТИЖЕНИЙ Мир Граций – очерки по истории художественной гимнастики

Количество просмотров: 972

Ленинградцы, являясь инициаторами создания художественной гимнастики в СССР, считали своим долгом принять деятельное участие в ее становлении в республиках и городах нашей страны. Первоочередной в целом ряду задач ее укрепления и продвижения была подготовка новых и переподготовка сравнительно опытных кадров тренерско-преподавательского состава…

ШИРОКО ШАГАЯ ПО СТРАНЕ

Решать кадровые проблемы были призваны многочисленные масштабные всесоюзные, республиканские и городские курсы, сборы и семинары. С 1950 года начали выходить учебно-методические пособия и программы для средних школ, детских и детско-юношеских спортивных школ, для секций коллективов физической культуры и высших учебных заведений.

В эти годы, наряду с успехами художественная гимнастика сталкивалась и с другими серьезными трудностями.

В 1946 году на Всесоюзном гимнастическом совещании, при обсуждении художественной гимнастики, признанной единой системой, руководитель кафедры теории и методики А.Д. НОВИКОВА и преподаватели кафедры гимнастики Московского института физической культуры оспорили право художественной гимнастики на самоопределение. Свою точку зрения они аргументировали тем, что в новом виде якобы не существует каких-то особых целей и задач, нет специфических упражнений, особых методических приемов и принципов.

Занятия художественной гимнастикой в 40-е годы прошлого века в СССР

Занятия художественной гимнастикой в 40-е годы прошлого века в СССР

На Всесоюзной конференции в 1948 году, несмотря на приказ Всесоюзного комитета по физической культуре и спорту (от 22 октября 1946 года) об утверждении художественной гимнастики, как самостоятельного вида спорта, вновь разгорелись дебаты – быть или не быть ей законным видом в системе физкультуры. В последние дни работы конференции было сделано сообщение «О содержании и организации соревнований по художественной гимнастике» и о правилах соревнований, с которым выступила Ю.Н. ШИШКАРЕВА. Делегаты конференции пришли к выводу о проведении соревнований, как стимуле для совершенствования и получения наиболее приемлемых результатов и достижений. Предложенные Ю.Н. ШИШКАРЕВОЙ правила также были утверждены.

Ариадна ТОММЕ (БАШНИНА)

Ариадна ТОММЕ (БАШНИНА)

Новая острая ситуация возникла в 1952 году, когда Президиумом Всесоюзной секции гимнастики было принято решение об исключении художественной гимнастики из всесоюзного календаря соревнований из-за того, что она не являлась олимпийским видом спорта.

С 1954 года, когда гимнастки – художницы получили возможность соревноваться по программе мастеров, положение художественной гимнастики полностью стабилизировалось и окрепло, что способствовало ее широким шагам по стране советов.

Начало спортивной деятельности в масштабе СССР ознаменовалось первым Всесоюзным конкурсом, состоявшимся в 1947 году в Таллине. Участницы соревновались по произвольной программе (три упражнения: без предмета, с предметом на выбор и танцевальная комбинация, этюд или пляска).  Все три упражнения выполнялись всей командой одновременно. Победительницей тогда стала команда Эстонии. В итоге конкурса стало ясно, что такая форма соревнований в спорте неприемлема.

Через год в Тбилиси состоялся второй конкурс, уже лично-командный. В его программу входили обязательное упражнение без предмета и два произвольных упражнения с предметами. Для участия в личном первенстве гимнастки должны были выполнить еще одно произвольное упражнение. Победила команда Ленинграда, а в личном первенстве – Ариадна ТОММЕ (БАШНИНА).

ПЕРВЫЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЗВЕЗДЫ 40-х – 50-х

(абсолютная чемпионка СССР (1950 год))

Валентина СИВОХИНА
абсолютная чемпионка СССР (1950 год)

С 1949 года соревнования по художественной гимнастике на первенство СССР стали проводиться ежегодно и по очереди среди сборных команд союзных республик и сборных команд спортивных обществ и ведомств.

Первыми абсолютными чемпионками СССР по художественной гимнастике были спортсменки из Ленинграда.

ФОТО: Любовь ДЕНИСОВА (абсолютная чемпионка СССР (1949 год))

В развитии художественной гимнастики решающую роль сыграло введение в 1950 году Единой всесоюзной спортивной классификационной программы и Правил соревнований.

Их составление было поручено ленинградским тренерам. Принимала программу специальная комиссия, созданная из представителей РСФСР, Москвы, Ленинграда, Эстонии и Латвии.

Первая квалификационная программа для 3 и 4 разрядов была обязательной по всем видам упражнений, а для 1 и 2 разрядов – произвольной с обязательными элементами, что стимулировало творческую активность тренеров и гимнасток.

ФОТО: Дина ОГОРОДОВА (КАБАКОВА) (абсолютная чемпионка СССР (1952 год))

Лилия НАЗМУТДИНОВА (мастер спорта СССР, абсолютная чемпионка страны (1954 год))

Лилия НАЗМУТДИНОВА
мастер спорта СССР, абсолютная чемпионка страны (1954 год)

Во вторую программу в 1954 году были включены упражнения разряда мастеров спорта. Эта программа отличалась тем, что в каждом разряде гимнастки должны были изучать упражнения с различными предметами (мячом, скакалкой, обручем, лентой, шарфом, вымпелами, булавами), чтобы при переходе к программе мастеров спорта они владели техникой упражнений сои всеми предметами, применяемыми в художественной гимнастике. Благодаря этому существенно повышался интерес к занятиям, развивались разнообразные двигательные качества, улучшался педагогический процесс.

Первой спортсменкой, получившей звание мастера спорта СССР, стала абсолютная чемпионка страны из Свердловска Лилия НАЗМУТДИНОВА. Ее тренировала заслуженный тренер СССР Е.А. ОБЛЫГИНА.

Первенства Советского Союза проводились ежегодно. В 1958 году была создана Всесоюзная федерация художественной гимнастики.

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ВИДА

В 1960 году принимается третья классификационная программа. В нее впервые вошел юношеский разряд. Программа для первого разряда и мастеров спорта поставила перед тренерским составом новую задачу – овладеть основами техники классического танца.

На практике иногда это осуществлялось путем механического переноса тренажа хореографии в художественную гимнастику и оказывалось в противоречии с ее основами.

В решениях конференции в 1964 году указывались пути для решения задачи по исправлению ошибок, допущенных в системе подготовки и оценки произвольных упражнений. Предлагались специально разработанные нормативные требования по общей и специальной физической подготовке.

Для улучшения технической подготовки гимнасток было решено уменьшить количество обязательных упражнений с предметами в каждом разряде (до 2 – в младших разрядах и 3 – в первом разряде и в разряде мастеров). А также исключить прыжки, заменив их вторым упражнением с предметом.

Отмечался рост спортивного мастерства ведущих гимнасток страны.  В тоже время обращалось внимание на некоторое сокращение массовости, одной из причин называлась нехватка тренерских кадров.

В решении конференции указывалось на необходимость создания женской гимнастики без спортивной направленности на основе средств и методов художественной гимнастики.

Занятия художественной гимнастикой конца 60-х годов прошлого века.jpg

Занятия художественной гимнастикой конца 60-х годов прошлого века

Подчеркивалась необходимость открытия специализации в институтах физической культуры. Было принято обращение в ЦС союза спортивных обществ и организаций СССР с ходатайством о включении художественной гимнастики в программу 5 Спартакиады народов СССР и в программу Олимпийских игр.

В 1969 году в каждом разряде были определены два обязательных предмета (снаряда), причем в программу мастеров спорта включался тот же предмет, что и в программу первенства мира. В этом же году были разработаны новые правила соревнований в соответствии с требованиями международных соревнований. А после чемпионата мира состоялся конгресс, на котором было принято решение об исключении из программы первенства мира упражнения без предмета.

В июне 1970 года состоялась Всесоюзная научно-методическая конференция и семинар тренеров. Здесь вновь указывалась необходимость преодоления уклона в хореографию, театрализацию, особенно в произвольных упражнениях без предмета.

В 1972 году была принята четвертая классификационная программа, которая составлялась по всем видам упражнений от младших разрядов до мастеров спорта. Произвольные упражнения у мастеров спорта стали занимать больше места, чем обязательные. А при условии самостоятельного составления гимнастками этих упражнений, такое положение стимулировало развитие их творческих способностей.

Создание четких квалификационных программ сыграло весьма существенную роль в поступательном развитии художественной гимнастики в нашей стране.


В следующем очерке ВОСХОЖДЕНИЕ НА ОЛИМП мы представим хронику побед наших великолепных Звезд на Чемпионатах Европы, Мира и Олимпийских играх…


Контенты сформированы по материалам свободного доступа.

Фото: свободный доступ.