Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:
  • 630501, НСО, р.п. Краснообск, ул. Восточная, 29
  • +7 (383) 217-47-45
  • rgnso@yandex.ru

Пресс-служба

ОСНОВОПОЛОЖНИКИ ШКОЛ И СИСТЕМ Мир Граций – очерки по истории художественной гимнастики

Количество просмотров: 62

Истоки художественной гимнастики, как определенного рода занятий физической культурой – в европейском наследии второй половины XIX – начале XX веков. Но именно в нашей стране, начиная с 30-х годов прошлого века, она получила свое успешное развитие, как самостоятельный вид гимнастики для женщин. В наши дни художественная гимнастика – гордость и слава отечественного профессионального спорта, один из самых привлекательных и массовых видов…

Как любая новация в науке, культуре и образовании в период становления художественная гимнастика представляла из себя симбиоз элементов, направлений и систем занятий. Здесь была атлетика, пластика во всех разновидностях, ритмика, народные танцы, и, конечно, экзерсис классического танца…

В 30-х годах прошлого века в СССР появились первые государственные учебные программы для физического воспитания мужчин и женщин.

Сотрудники Ленинградского института физической культуры имени П.Ф. ЛЕСГАФТА проявили настоящий энтузиазм в практических, теоретических и методологических изысканиях в богатом, но противоречивом наследии основоположников и родоначальников школ и систем, которые впоследствии нашли свое отражение и были положены в основу отечественной и мировой художественной гимнастики.

Совместно с окончившими ГОЛИФК студентами, они составили перечень упражнений первой классификационной программы. По их инициативе в Ленинграде были проведены первые в стране соревнования по художественной гимнастике. Им же была предоставлена возможность написать первые учебные пособия и защитить первые диссертации по новому виду спорта.

Здание Ленинградского института физической культуры имени П.Ф.Лесгафта, 30- годы прошлого века

Здание Ленинградского института физической культуры имени П.Ф.Лесгафта, 30- годы прошлого века

Кропотливая работа советских основоположников художественной гимнастики – выпускников ГОЛИФК, уже в первые послевоенные 1946 – 1949 годы принесла существенные плоды. Новый вид спорта стал стремительно завоевывать сердца советской молодежи, поднимающей из руин свою страну после самой страшной войны в истории человечества.

…Однако, в этом очерке вернемся в Европу на стыке XIX и XX веков. И сразу же обращаем внимание на гимнастические, ритмические, пластические школы и системы в России, Франции, Швейцарии и Германии. Именно они впоследствии составят стержни современной художественной гимнастики.

ГИМНАСТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ

Еще в 70-х годах XIX века выдающийся русский педагог и анатом Петр Францевич ЛЕСГАФТ в своих трудах сформулировал основную задачу заинтересованного человечества – воспитание гармонически развитой личности.

Петр ЛЕСГАФТ (1837 – 1909)

Петр ЛЕСГАФТ
(1837 – 1909)

В «Основах естественной гимнастики» педагог указал на необходимость строить гимнастику в соответствии с анатомо-физиологическими научными данными и на первый план в процессе занятий гимнастикой выдвинул приоритетность сочетания интеллектуального и физического развития.

Для выполнения сложных и тонких по координации движений художественной гимнастики огромное значение имеют воспитание мышечного чувства, умение регулировать степень напряжения, рассчитывать свои движения во времени и в пространстве, особенно при выполнении упражнений с предметами.

Жорж ДЕМЕНИ (1850 – 1917)

Жорж ДЕМЕНИ
(1850 – 1917)

Ученый предложил методику для выработки умения управлять своими движениями без лишних затрат энергии и точно регулировать их. Петр ЛЕСГАФТ придавал особое значение «мышечным ощущениям, связанным со степенью напряжения, требуемого известной работой, чтобы провести ее в определенный промежуток времени».

Несколько позже француз Жорж ДЕМЕНИ предложил свою систему гимнастики, в которой особо выделил средства, рекомендуемые для занятий с девушками. Вполне резонно рассмотреть это, как кардинальный шаг для развития художественной гимнастики.

По его мнению, гимнастические движения должны быть естественными, динамичными, закругленными по форме, предельно амплитудными, свободными от лишних напряжений, разнообразными по направлению. На занятиях с девушками он придавал особое значение приобретению ими гибкости, ловкости, грациозности, включая упражнения с ручными снарядами – булавами, венками, палками, а также танцы.

В качестве средства совершенствования физического развития женщин Жорж ДЕМЕНИ предлагал экзерсис классического танца.

Занятие – экзерсис классического танца начала прошлого века

Занятие – экзерсис классического танца начала прошлого века

ПЛАСТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ

Франсуа ДЕЛЬСАРТ в течение многих лет занимался исследованием законов выразительного жеста. Он вел наблюдения в течение 40 лет над проявлениями в жестах чувств любви, гнева, печали, радости у своих современников.

Франсуа ДЕЛЬСАРТ (1811 – 1871)

Франсуа ДЕЛЬСАРТ
(1811 – 1871)

Специалист считал нужным изучать жесты с трех точек зрения – соответствия тому или иному душевному состоянию (семиотика); управления равновесием человеческого тела (статика); законов последовательности движений (динамика). Большое внимание уделялось различной силе и скорости движений, а также умению расслаблять мышцы.

В своей системе Франсуа ДЕЛЬСАРТ указывал, что при выполнении движения какой-либо частью тела не надо искать взаимосвязанных с нею других частей (например, «волна»). Однако, помимо целостных движений у человека существенную роль играют движения, в которых динамическое напряжение происходит лишь в какой-либо одной части тела, как, например, при махах прямой ногой.

Также Франсуа ДЕЛЬСАРТ утверждал, что движение той или иной частью тела начинается с напряжения групп мышц.

РИТМИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ

Швейцарский композитор, профессор консерватории Эмиль Жак ДАЛЬКРОЗ создал систему ритмической гимнастики. Начав со вспомогательного методического приема на уроках сольфеджио, где ученики должны были отхлопывать трудно дававшиеся им сочетания длительностей, он развил свою систему настолько, что в Хеллерау (Германия) открыл Институт ритма.

Франсуа ДЕЛЬСАРТ (1811 – 1871)

Эмиль Жак ДАЛЬКРОЗ
(1865 -1950)

Программа занятий была обширна. В нее входили: ритмическая гимнастика, одушевленная пластика, теория музыки, сольфеджио, хоровое пение, импровизация на рояле, анатомия, и для желающих – курс танца. Ведущей дисциплиной являлась ритмическая гимнастика. Она основывалась на воспроизведении движением метроритма, динамики, темпа и оттенков музыкального звучания.

Перед студентами ставилось две задачи – развивать музыкальность, физические и морально-волевые качества. Многообразны были и упражнения на внимание и координацию движений.

Свою систему Эмиль Жак ДАЛЬКРОЗ расценивал, как средство общего воспитания, необходимого каждому человеку для гармонического физического, умственного и художественного развития, которое должно предшествовать профессиональному обучению в любой области искусства и творческой деятельности.

Профессор решил задачу воссоединения интеллектуального и физического воспитания, где любое действие обуславливается его предварительным осознанием, представлением о нем. Предложенная Э.Ж. ДАЛЬКРОЗОМ методика музыкального воспитания основана на прочном нервно-мышечном закреплении музыкальных восприятий с помощью движений.

ВОСПИТАНИЕ ПО МЕТОДУ ДУНКАН

Несравненная Айседора ДУНКАН в своей публичной театральной и образовательной деятельности стремилась к гармоническому воспитанию с помощью танца.

Айседора ДУНКАН (1878 – 1927)

Айседора ДУНКАН
(1878 – 1927)

В основе ее метода было воспитание эмоциональной восприимчивости к музыке и полная непосредственность воплощения ее в движении. Танцовщица образно выражала приоритет чувства над рассудком. Те, кто наблюдал ее в движениях танца, знают, что она стремилась передать ученицам своей школы умение видеть прекрасную форму живой природы с присущей ей волнообразностью линий, которую она воплощала в движениях. Увы, она ушла из жизни, не создав эксклюзивную систему, которая раскрыла бы ее богатейший личный опыт.

Тем не менее, ценный опыт выдающейся танцовщицы оказал большое влияние на создание художественной гимнастики. Это, во-первых, относится к использованию в занятиях музыки, отличающейся высокой художественностью, к воспитанию у занимающихся умения сосредоточенно и чутко воспринимать мелодию и двигаться в соответствии с ее содержанием и характером. Во-вторых, использование опыта школы Айседоры ДУНКАН относится к некоторым разделам упражнений художественной гимнастики. В частности к ходьбе, бегу, прыжкам, движениям руками и туловищем.

Рассказ об истории возникновения художественной гимнастики в СССР мы продолжим в следующем очерке, который назвали – СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА ГРАЦИЙ…


Контенты сформированы по материалам свободного доступа.
Фото: свободный доступ.